Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Страницы истории

Человек другой эпохи

Всё чаще люди стали оглядываться назад, анализировать: действительно ли при социализме всё было так плохо? Почему при становлении страны Советов у людей был энтузиазм, позволивший в кратчайшие сроки возвести заводы-гиганты, электростанции, укрепить обороноспособность страны? Почему один за другим появлялись новаторы, росло социалистическое соревнование?

Сегодня, в преддверии очередного Дня железнодорожника, «ЛП» предлагает читателям рассказ Фаины КЕДЯРКИНОЙ об одном из машинистов паровозных бригад, новаторе-передовике Дмитрии Васильевиче Бусёнкове, ставшем основателем четырёх поколений железнодорожников.

 

Становление

Дмитрий Васильевич Бусёнков родился 12 ноября 1881 года в селе Крюковка Лукояновского уезда Нижегородской губернии. Из сохранившихся документов известно, что в детстве и юности он окончил сельскую школу и курсы Всеобуча. Рано остался без матери, а отец, женившись во второй раз, увёз семью в г. Баку - нефтяную столицу царской России.

По-видимому, молодому человеку сильно не приглянулся промышленно-индустриальный город. Настолько не приглянулся, что он решился на мужественный поступок - пешком отправился из Баку на родину, в свою Крюковку.

Сейчас уже ни у кого не сохранились подробности об этом пешем путешествии. Можно только предполагать, сколько картин жизни российского народа прошло перед глазами юноши, сколько пришлось пережить, перечувствовать, передумать. Но можно сделать вполне определённый вывод: на родину он вернулся сформировавшимся человеком, уверенным в себе, знающим твёрдо и бесповоротно, что жизнь свою свяжет с железной дорогой. Так и получилось.

К 23 годам (в 1904 году) Дмитрий Васильевич Бусёнков уже работал машинистом паровоза в открытом год назад депо станции Лукоянов. Летом 1907 года начал строить дом неподалёку от станции на улице Солдатской. Значит, к тому времени он уже был женатым человеком или только собирался жениться. Но что хорошо зарабатывал - это точно.

 

Дом-ветеран

Этот скромный дом по улице Пушкина под номером 122, которому в этом году исполняется 110 лет, стоит на оживлённейшей республиканской трассе.

Дети и внуки Дмитрия Васильевича сохранили уникальный документ: условие, составленное 23 июня 1907 года между «крестьянином жителем села Крюковки Лукояновского уезда Дмитрием Васильевичем Бусёнковым и жителем того же уезда Байковской волости села Байково Алексеем Ивановичем Лавровым» на постройку дома стоимостью 900 рублей. С большой долей вероятности можно предположить, что подрядчиком у Бусёнкова был брат байковского лесопромышленника Ивана Ивановича Лаврова, который в числе других лукояновских купцов и предпринимателей ходатайствовал перед строителями железной дороги о переносе станции ближе к городу Лукоянову. Затем он стал самым крупным поставщиком шпал для строительства железнодорожного полотна.

Напротив дома Бусёнкова когда-то стояла железнодорожная школа имени Георгия Стефенсона, которую посещали дети Дмитрия Васильевича. В одно время с ними учились дети Василия Степановича Гундяева (деда патриарха Московского и всея Руси Кирилла) и других железнодорожников.

Долгие годы Бусёнков и Гундяев работали вместе. Они жили неподалёку друг от друга, спешили к своим железным коням по первому зову вызывальщиков, в любое время суток отправлялись в дальний путь. Но одного из них - Василия Степановича Гундяева - судьба назначила в активные борцы за веру, православие, за сохранение церквей и соборов в Лукоянове. Другой же долгие годы оставался добросовестным, скромным тружеником, заботящемся о доме, семье и быте домочадцев. Нет никаких сведений, что Дмитрий Васильевич был в числе активных участников революционных событий на станции Лукоянов.

 

Семья

В 1909 году в семье Бусёнкова родился первенец - сын Николай. В последующие годы родились три дочери: Александра, Елизавета, Вера.

Жена Дмитрия Васильевича, Екатерина Дмитриевна, как и большинство жён железнодорожников, не работала - вела домашнее хозяйство. У Бусёнковых жила старшая сестра Екатерины Дмитриевны, которую дети любовно звали «баба Маня». Она оказалась в их семье после революционных событий 1905-1907 годов - переехала в глубинку из Санкт-Петербурга, где работала поваром в Зимнем Дворце. В просторной кухне был отгорожен уголок, где перед скромными святыми ликами тихо молилась она о благополучии семьи своей сестры.

Так и жили - мирно, скромно, в труде и повседневных хлопотах, встречая и провожая в очередной рейс кормильца семьи.

В личной карточке машиниста Дмитрия Васильевича Бусёнкова, заполненной в ноябре 1919 года, в пункте 21 в составе семьи значится шесть человек, а в числе неспособных к труду членов семьи - пять. Один кормилец на такую большую семью! Подхватив самодельный деревянный сундучок со всем необходимым, Дмитрий Васильевич почти ежедневно отправлялся в путь. Революция революцией, а кормить семью надо!

 

Человек не меняется. Меняется ритм жизни

В начале 30-х годов движение поездов через станцию Лукоянов становилось всё более интенсивным. Наш участок живёт в это время полнокровной жизнью: бегут тяжеловесные грузовые поезда, пассажирских поездов проходит через Лукоянов до десяти единиц ежедневно и большинство из них - курортные. Без единой пересадки можно доехать до Ленинграда и Куйбышева, Москвы и Адлера. Проходят поезда с Урала, Сибири, Воркуты, Новороссийска и т. д.

Первые пятилетки - это марш энтузиастов, подготовивших условия для развития экономики СССР, обороны и последующего разгрома гитлеровской Германии. Строился Турксиб (Туркестано-Сибирская магистраль) для вывоза продукции сибирских заводов и несметных природных богатств Сибири. В Лукоянове были подготовлены десятки локомотивных бригад для отправки в Сибирь, где не хватало железнодорожников. Дмитрий Васильевич Бусёнков был в числе командированных локомотивных бригад. Командировка стала нелёгким испытанием даже для бывалых паровозников, но большинство лукояновцев с честью с ним справились. Стоит сказать, что были и дезертиры, но таких беспощадно гнали с производства.

Новые знания и закалка, полученные в этой длительной командировке, личный огромный опыт позволили Дмитрию Васильевичу по возвращении выдвинуться в число лучших на своём железнодорожном узле. Он был одним из последователей лунинско-кривоносовского движения - начала социалистического соревнования на железнодорожном транспорте.

Дмитрий Васильевич не был публичным человеком, не призывал с трибун своих товарищей присоединяться к ударному труду. Он просто добросовестно работал и добивался поразительных результатов. Почему? Машинисты стали приглядываться к тому, что и как он делает. А Дмитрий Васильевич никогда не отказывал в помощи и совете. Рассказывал, какие новые методы работы узнал в вождении составов и обслуживании паровозов в командировке на Турксиб.

Личный пример Бусёнкова дал толчок развитию социалистического соревнования в нашем депо. Работая по методу Петра Кривоноса и Николая Лунина, машинисты свели к минимуму межпоездной ремонт паровозов, а грузовые поезда стали пробегать между ремонтами 40 и даже 60 тысяч километров. Секрет был в грамотном ремонте, в хорошем уходе за паровозами со стороны паровозных бригад.

 

Заслуженные награды

В 1935 году впервые стали вручаться нагрудные значки - только что введённые и утверждённые «Ударник сталинского призыва». Этим значком на узле были награждены около ста человек и среди них один из инициаторов стахановского движения Дмитрий Васильевич Бусёнков. В 1938 году на железнодорожном транспорте был введён знак «Почётный железнодорожник» - самая высокая профессиональная награда. Первым Почётным железнодорожником среди лукояновцев в 1939 году стал машинист Д. В. Бусёнков.

 

Война

Железная дорога сыграла огромную роль в разгроме врага в годы войны. С первых её дней Д. В. Бусёнков в числе машинистов паровозных бригад отправляется навстречу фронту, под Смоленск. Первый состав из сорока вагонов - с медицинским оборудованием, постельными принадлежностями, продовольствием. С запада на восток везли оборудование заводов, фабрик, хлеб и первых раненых бойцов.

Осенью и зимой 1941 года возникла острая нужда в тёплой одежде для наших воинов-фронтовиков. По всей стране началась работа по сбору тёплых вещей среди населения. На железнодорожном узле станции Лукоянов были проведены собрания во всех службах. Руководство и сами железнодорожники обратились к домохозяйкам - своим жёнам.

И пошла работа: сдавали пальто, валенки, шапки. Путейцы нашей станции специально организовали вязание носков и варежек. Было связано более 300 пар тёплых вещей для фронта. Помимо этого железнодорожники производили сбор подарков. Это были предметы, в которых больше всего нуждались бойцы: мыло, кисеты, папиросы, табак и пр. Всё это аккуратно упаковывалось в посылки и отправлялось в действующие воинские части.

Не осталась в стороне и семья Дмитрия Васильевича. Бусёнковы, а также ещё с десяток семей железнодорожников собрали каждая по полному комплекту тёплого обмундирования для одного бойца Красной Армии. А сколько всего собрали тёплых вещей железнодорожники, не перечислишь. Поверьте, в то время это дорогого стоило - сами были раздеты-разуты.

Работа во время войны - это изнурительный труд. Не хвалато машинистов, ремонтников, путейцев. Короткий отдых - и в путь. Руководство узла, зная, что люди не железные, время от времени освобождало железнодорожников от основной работы и посылало в колхозы на сбор урожая.

Так было с 1941 года: вместо отпуска - в колхоз. Но и там машинисты и кочегары работали на совесть. В том же году Д. В. Бусёнков, С. П. Брагов и ряд других железнодорожников сумели собрать более 100 пудов гороха, чечевицы и пшена. Без единой копейки, безвозмездно. Продукты отсылались потом на фронт или детям блокадного Ленинграда. А в тот период продукты питания уже подорожали в десятки, а хлеб и картофель - в сотни раз. Народ жил впроголодь. Люди ничего не жалели для разгрома врага. Производился сбор денег на постройку самолётов и танков, в чём активно участвовали наши локомотивные бригады и бригады путейцев.

В 1941 году Д. В. Бусёнкову исполнилось 60 лет.

 

Династия

После войны Дмитрий Васильевич Бусёнков был награждён медалью «За трудовое отличие», орденом Трудового Красного Знамени, высшей наградой Родины - орденом Ленина за героический труд в годы Великой Отечественной войны. В общей сложности он работал машинистом паровоза 50 лет.

В 1965 году в железнодорожном клубе состоялись торжественные проводы на заслуженный отдых замечательного труженика Д. В. Бусёнкова. Было ему 84 года.

Дмитрий Васильевич оставил после себя достойную смену. Его сын Николай Дмитриевич Бусёнков также всю жизнь работал машинистом, награждён значком «Ударник сталинского призыва», медалью «За трудовую доблесть», орденом Трудового Красного Знамени. Представитель третьего поколения Бусёнковых Валентин Николаевич также посвятил свою жизнь железной дороге. Он «Ударник коммунистического труда», «Ветеран труда», 34 года на железной дороге, 24 из которых работал машинистом. И его сын, Юрий Валентинович, правнук Д. В. Бусёнкова, тоже машинист по образованию, работает сейчас дежурным депо Лукояновской дистанции. А ещё на железной дороге работал зять Д. В. Бусёнкова - Н. А. Малов, жена внука Валентина - Галина Ивановна Бусёнкова... Да разве всех перечислишь - вот такая династия!

Но это уже не рассказ, а материал для целой книги.

Категория: Страницы истории | Добавил: hudRed (08.08.2017)
Просмотров: 93
Всего комментариев: 0
avatar